Формующая приставка для круга «PROFI-MAX»

Осознание выпуска подобной приставки пришло с годами. К сожалению, не каждый способен по учебному фильму научиться работать на гончарном круге… Не у каждого есть время и возможности получить практические уроки у профессионального гончара. А если круг уже куплен, потрачены деньги – что еще остается делать?!

Вот поэтому, чтобы вы смогли двигаться дальше в своем творчестве и не останавливаться на достигнутом, и была создана эта приставка. Путь к ней был долог. Прошло три года от идеи и первых экспериментов, до производства серийного образца.

Отрабатывалось все – удобство в пользовании, простота установки на гончарный круг, множество сопутствующей оснастки и самое главное – технология! Ведь процесс формовки должен быть прост и доступен. И пробные продажи подтвердили это.

Формовочная приставка позволяет в гипсовой форме, вращающейся на планшайбе гончарного круга, за одну минуту отформовать например, декоративную тарелку.

Через 15-20 минут после формовки, когда глина подсохнет и даст усадку, тарелка легко удаляется из формы. Потом можно приступать к декорированию блюда — прорезать, процарапывать, делать налепные элементы или тиснить рисунок штампиком. Применяя различные гипсовые формы, вы легко расширите ассортимент производимой керамики.

Особую сложность при декорировании, особенно начинающим керамистам, доставляет разметка рисунка. Так как я не художник, а инженер, то разработал и опробовал самую простую (на мой взгляд) технологию нанесения контура декора на изделие.

Прежде чем приступить к практической работе, ознакомился с работами известных керамистов. Оценил сложность и трудоемкость их работы. Особенно сложны для повтора элементы росписи с животными, людьми…

Наиболее просты в освоении простые геометрические, повторяющиеся орнаменты. Мне запали в душу кельтские узоры – в них есть магия притяжения! Поднял по ним массу литературы, скопировал множество рисунков. Но рисунок на бумаге – не есть рисунок на вогнутой части тарелки!

Провел множество экспериментов и предлагаю вам наиболее доступный способ нанесения контура рисунка на свежеотформованное глиняное изделие. Для начала, остановите свой выбор на рисунке. Отсканируйте его. Переведите его в векторный формат. Это возможно в любом векторном редакторе. В России наиболее распространен Corel Draw. В среднем на обработку одного орнамента у меня уходило от 45 до 55 минут. Векторный формат рисунка позволит вам легко менять масштаб, при неизменном качестве. Простой растровый рисунок, при увеличении теряет свою четкость, и появляются резко выраженные пикселы, которые забивают исходное изображение.

Когда векторный рисунок будет готов, подгоните его под размер вашего блюда. Готовый рисунок распечатайте на принтере. Перед выводом рисунка на печать, выделите все линии рисунка и сделайте их самыми тонкими, пунктирными и серого цвета (сбережете чернила и легче будет накалывать рисунок).

Теперь самое главное – необходимо изготовить рисунок-пуансон! Т.е вам необходимо получить листок бумаги, который по контуру рисунка с обратной стороны имеет выступы. При вкладывании рисунка в слегка подвяленную глиняную тарелку, вам останется прогладить его сухой тряпочкой. Выступы рисунка оставят четкий оттиск в мягкой глине. По этому контуру вы сможете расписать ангобами, или процарапать (фото 19-24). Итак, листок с рисунком вышел из принтера. Обрежьте рисунок по наружному диаметру с припуском около 5 мм. Разложите на столе газету, и положите на нее ваш вырезанный кружок рисунком вниз. Широкой щетинной кистью нанесите тонкий слой клея «Супер-ПВА». Наносить необходимо именно один тонкий слой – при большей толщине пленки появятся трудности при тиснении контура рисунка! Кисть не должна «лезть», а тонкая пленка клея должна быть ровной -без комочков и выступов!

Просушите листок не менее 2 часов при комнатной температуре. Нанесение клея служит для протекторной защиты бумаги (без него бумага так сцепится с влажной глиной и размокнет, что потом будете отдирать ее по клочкам!) и для сохранения формы тиснения рисунка. Клей высох – на обратной стороне листа получилось ровное, глянцевое покрытие. Положите на стол кусочек плотной ткани (плащевка и т.д).

Примерная толщина — около 1,0..1,5 мм. На ткань положите ваш листочек, рисунком вверх. Шариковой ручкой начните накалывать рисунок по контуру. Именно накалывать (точка за точкой), а не обводить. Если рисунок крупный – наколы делайте реже (через 5..8 мм.). А если рисунок очень мелкий – накалывайте точка к точке.

Используйте шариковую ручку с самым острым кончиком, тогда накол будет четче. Наколотый рисунок оставляет более четкий оттиск на глине, чем обведенный. Если вы пробиваете дырочки насквозь, значит слой ткани немного толстоват. Ваша задача – получить четкий выступающий контур рисунка на обратной стороне листа (там, где клей)! Чем больше высота выступа – тем четче будет ваш оттиск на глине.

Надрежьте рисунок по периметру, в трех-четырех местах (это обеспечит лучшее принятие вогнутой формы бумагой). Вложите рисунок в отформованную тарелку (тарелка должна быть чуть подвялена на воздухе – при слишком сырой глине трудно будет получить четкий, не смазанный оттиск)! Тщательно прогладьте рисунок сухой чистой тряпочкой. При удалении листочка, на внутренней части тарелки должен остаться четкий оттиск. Рисунок-пуансон вы можете использовать практически бесконечное множество раз (при условии работы с мягкой глиной).

Для продления срока службы, необходимо нанести протекторный слой со стороны рисунка . Для этого достаточно нанести один слой какого-нибудь водоотталкивающего покрытия (лак для волос, нитролак).

Получив четкий оттиск рисунка на изделии, вы можете нанести сплошной слой ангоба (например, белого). После его высыхания процарапайте рисунок по нанесенному контуру. Удобный инструмент для процарапывания – круглый надфиль с рифленым тонким кончиком, или стек с тонкой проволочной петлей на конце. Все операции по прорезанию, процарапыванию лучше делать после подвяливания глины. Тогда края канавок получаются четкие и ровные. Внутреннюю часть тарелки покройте слоем бесцветной глазури, и после окончательной просушки — в печь на обжиг!

Фото 1-8. Формующая приставка.

Фото 9-14. Изготовление гипсовой формы.

Фото 15-22. Формовка тарелок.

Фото 23-28. Изготовление шаблона и нанесение контура на тарелку.

А.Кудрявцев, апрель, 2007г.